Выставка "Алапаевские жертвы большевиков"

 Выставка посвящена печальным страницам истории нашей страны, связанным с уничтожением династии Романовых. Алапаевские жертвы большевистского террора – родственники царской семьи – погибли в каменноугольной шахте на Межной (недалеко от развилки старой дороги из Алапаевска в Верхнюю и Нижнюю Синячихи). Это были Великий  князь Сергей  Михайлович, его  секретарь  Федор  Михайлович  Ремез, трое  братьев  Иоанн, Константин  и  Игорь Константиновичи (сыновья  Великого  Князя  Константина  Константиновича), князь  Владимир  Палей (внебрачный сын  Великого  Князя  Павла  Александровича), Великая  Княгиня  Елизавета  Федоровна (настоятельница женской Марфо-Мариинской обители в Москве) и её келейница  Варвара  Яковлева.

Они проживали в Алапаевске в здании народного училища 3-го начального (в Напольной школе) с 20 мая по 17 июля 1918 года. Великие князья ежедневно  ходили  на  службу  в  Свято-Троицкий  Собор г. Алапаевска. После своей гибели они  были  отпеты в этом же храме.

Тела алапаевских жертв были найдены и подняты из шахты в начале октября 1918 года, вскоре после того как белые взяли город. 18 октября 1918 года тела Великих князей привезли в Екатерининскую прикладбищенскую церковь города Алапаевска, где и была отслужена по ним всенощная заупокойная служба. Потом гробы с телами поместили в склепе у алапаевского Свято-Троицкого собора.

В 1991 году около воронки, оставшейся от шахты, где погибли представители династии Романовых, был установлен поклонный Крест-Распятие. Потом построили часовню во имя Святой Елизаветы Фёдоровны, канонизированной в 1992 году. Мужской монастырь в честь Новомучеников Российских был основан в 1995 году. В монастыре построили храм, два братских корпуса, ведётся дальнейшее благоустройство. 18 июля 2008 года – в день памяти Великих князей Романовых и инокини Варвары – торжественно был заложен новый монастырский храм в честь Святых Царственных Страстотерпцев. Сейчас строится колокольня. Действующий храм увенчан позолоченным куполом и крестом. Он построен из красного кирпича. Этот цвет напоминает о пролитой здесь крови.

Слева на выставке воссоздана обстановка кельи настоятельницы женского монастыря. Матушка-игуменья поручает своей келейнице (прислужнице) отправить письмо.