21май

«аветный клад: истории и экспонаты

 

 огда мы слышим слово «клад», то перед нашим внутренним взором воображение рисует несметные богатства в обитых кованым железом сундуках, зарытых пиратами на необитаемом острове – или спр€танных богачами в средневековых замках.  то-то представл€ет затонувшие древние корабли с трюмами, набитыми золотом и драгоценност€ми. ƒл€ кого-то клад – это пещера јли-Ѕабы с ее заветным «—езам, откройс€!».

„то же такое «клад» дл€ историка?  раеведа-любител€, как »ван ƒанилович —амойлов? „то такое «клад» дл€ его – да и любого другого – музе€?

 онечно, это экспонаты. Ќе деньги, не драгоценности. ј старинные предметы человеческого быта, реликты прошлого, символы ушедших эпох и столетий, хран€щие самые разные истории: истории людей, в руки которых попадали, истории времен, в которые были созданы – и жили.

≈ще »ван ƒанилович заложил в нашем музее традицию – собирать старинные предметы, чтобы они не исчезли во времени, чтобы их сохранить, отреставрировать – и затем показать потомкам, дабы те не забывали о прошлом.

»з рассказа супруги ќсновател€, јнны »вановны: ««вонит мне: € приезжаю ночью на поезде. ¬стреть мен€… и возьми с собой саночки. Ќу, пошла € с саночками его встречать. ƒумаю, зачем ему эти саночки нужны?.. ѕриехал поезд. ќн выходит, с собой мешок целый несет. ѕогрузили мы этот мешок на саночки и домой повезли. ƒома открываю мешок – там все такое старое, гр€зное. ј он [»ван ƒанилович – прим. авт.] ходит довольный такой! јж светитс€. Ќу, думаю, надо отмывать, что делать-то, куда деватьс€…».

 —егодн€ мы св€то чтим эту традицию ќсновател€, ежегодно устраива€ акции «¬ копилку —амойлова», «¬ дар музею», «—окровищница »вана ƒаниловича», собира€ предметы старины и представл€€ их люд€м на временных выставках и в посто€нных экспозици€х.

Ќо и, помимо нас, есть люди, которые занимаютс€ тем же самым.  оллекционеры, искатели предметов старины, краеведы и археологи. » на этой выставке, созданной совместно с алапаевскими и син€чихинскими кладоискател€ми, краеведами-любител€ми, мы представл€ем вашему вниманию предметы, найденные в разных местах ”рала – в частности, при ремонте плотины п. ¬ерхн€€ —ин€чиха, в ¬ерхнесин€чихинском –удаковском логу, в подвалах заброшенных домов јлапаевского района.

÷ель нашей выставки – рассказать люд€м историю территории, на которой мы живем, через найденные здесь экспонаты, которые €вл€ютс€ свидетел€ми и современниками разных исторических эпох. ѕусть экспонаты сами поведают свои истории, и пусть их голоса вольютс€ в единый голос одной истории.

ѕерва€ из древнейша€ среди «заветностей» нашего клада – это морские обитатели ѕермского мор€ – самые древние экспонаты выставки.

«„то?  акое еще ѕермское море? ¬ы где географию изучали, реб€та? ≈го не существует!» - скажете вы, и будете правы. ѕермского мор€ нет на географических картах, потому что существовало оно в древности, аж 300 млн. лет тому назад! Ёто была эпоха ѕермского (мелового) периода. ¬ то врем€ море простиралось на –усской равнине от ”ральских гор и до  авказа.

¬ теплом море обитали водоросли, кораллы, полипы, которые образовывали коралловые рифы, а те привлекали брахиоподов и двустворчатых моллюсков. ∆ител€ми дна были морские ежи, трилобиты и брюхоногие моллюски.

ѕодивившись на морских обитателей исчезнувшего ѕермского мор€, вы найдете еще несколько «заповедностей». —реди них – слав€нска€ боева€ стрела, финноугорские женские украшени€, детские кольца с символами плодороди€, нетипичные дл€ русских украшени€ конской упр€жи (киргизы? татары?), €вно принадлежавшие племенам, проживавших в старину на территории ”рала.

–€дом – кафтанные пуговицы, чиновные пуговицы и фибула. „то касаетс€ чиновных пуговиц – сейчас можно только предполагать, по каким причинам последние были сорваны с одежды. ќбычно, такой своеобразный обр€д совершали, увольн€€ человека с военной службы с позором. »ли разбойники постарались? Ётого, к сожалению, мы никогда не узнаем.

—реди пуговиц особенно выдел€етс€ ливрейна€ пуговица. Ёто одм€на[1] польского герба ¬ерона (Werona). √ерб использовал род ¬ерницких (Wernicki) из ¬аршавы, получивший нобилитацию в 1790 г. Ќа ”рале есть поэт јнтон ¬ерницкий. ¬озможно, эта пуговица принадлежала его предку.

ќсобенный интерес представл€ют вислые печати – это вид печатей, наиболее характерный дл€ средневековых грамот. ќттискивались они на воске, свинце, золоте и серебре и подвешивались к грамотам на шнурках.

 ¬первые вислые печати по€вились в конце IV в. в –име: были широко распространены в «ападной ≈вропе, ¬изантии, на –уси (с XI до конца XV вв.); в ¬атикане сохранились до ’’ в. ќсновным местом находок древнерусских вислых печатей €вл€етс€ Ќовгород, где при археологических раскопках встречаютс€ в изобилии вислые печати посадников, тыс€цких, кн€зей, архиепископов, наместников и тиунов. ¬ислые печати нашей выставки найдены в —моленске.

Ќар€ду с другими женскими украшени€ми выдел€ютс€ финноугорска€ шум€ща€ височна€ подвеска и лунница.

Ўум€щие подвески играли роль амулетов-оберегов, имевших магический смысл, охран€€ свою владелицу от негативной энергии и вс€ческих обсто€ний. ∆енщины, которым как продолжательницам рода, требовалась наибольша€ защита, носили шум€щие украшени€ в больших количествах. ¬се шум€щие подвески были св€заны с культом плодороди€ и благососто€ни€.

Ћу́нница – бронзовое, серебр€ное, реже золотое украшение в виде полумес€ца. ‘орму лунниц могли иметь серьги, нагрудные подвески, металлические детали головного убора, одежда. Ћунницы известны с позднего бронзового века. ќтражают почитание луны, св€занное с культом плодороди€. ¬ рамках христианской культуры св€заны с почитанием Ѕогородицы. ¬ ƒревней –уси бытовали в X-’III веках.

–учные кандалы рассказывают историю т€желого человеческого труда на уральских рудниках в XIX веке. Ќайдены они были в –удаковском логу п. ¬ерхн€€ —ин€чиха р€дом с киркой.

 ого могли в то врем€ заточить в кандалы и отправить на исправительные работы? ѕреступников, возможно, провинившихс€ приписных кресть€н.  ем был человек, нос€щий их? „то с ним стало? ћожет, эти кандалы были на руках у нескольких людей.  акие истории могли бы они нам поведать? Ётого мы уже не узнаем.

ј вот – недокованна€ подкова. „то так отвлекло кузнеца, не завершившего работу?  акую историю могла бы поведать нам эта подкова, если бы умела говорить?.

—реди самых значимых предметов выставки – те, что рассказывают историю II ћировой войны. Ёто немецка€ и италь€нска€ фашистские каски.

¬о врем€ войны такие предметы, нар€ду с част€ми оружи€, отправл€лись на ”ральские заводы в переплавку. Ёти каски, как и множество других военных трофеев, «спасли» от такой участи местные жители п ¬ерхн€€ —ин€чиха.  то-то, дурачась, носил их. ћестные реб€тишки играли в войнушку – «били фашистов». ћилици€, узнав об этом, распор€дилась все военные трофеи утопить в пруду.

ѕри ремонте плотины эти каски «всплыли». »таль€нска€ (справа), веро€тно, была доставлена из-под —талинграда. »звестно, что там была разбита больша€ часть их войск.

«десь же вы увидите дерев€нную коробку из-под американских сапог времен ленд-лиза.

Ћенд-лиз (от англ. lend – давать взаймы и lease [liːs] – сдавать в аренду, внаЄм) – государственна€ программа, по которой —оединЄнные Ўтаты јмерики поставл€ли своим союзникам во ¬торой мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьЄ, включа€ нефтепродукты. «акон о ленд-лизе был прин€т  онгрессом —Ўј 11 марта 1941 года. ѕервоначально в программу ленд-лиза вовлекались страны Ѕританской »мперии и  итай. — но€бр€ 1941 года к программе присоединили ———–.

 .ј. ѕодойникова,

Ќаучный сотрудник.

‘ото автора



[1] ≈сли по какой-то причине в композицию герба вносились изменени€, то герб мен€л название или образовывал модификацию – одм€ну.