21май

Заветный клад: истории и экспонаты

 

Когда мы слышим слово «клад», то перед нашим внутренним взором воображение рисует несметные богатства в обитых кованым железом сундуках, зарытых пиратами на необитаемом острове – или спрятанных богачами в средневековых замках. Кто-то представляет затонувшие древние корабли с трюмами, набитыми золотом и драгоценностями. Для кого-то клад – это пещера Али-Бабы с ее заветным «Сезам, откройся!».

Что же такое «клад» для историка? Краеведа-любителя, как Иван Данилович Самойлов? Что такое «клад» для его – да и любого другого – музея?

Конечно, это экспонаты. Не деньги, не драгоценности. А старинные предметы человеческого быта, реликты прошлого, символы ушедших эпох и столетий, хранящие самые разные истории: истории людей, в руки которых попадали, истории времен, в которые были созданы – и жили.

Еще Иван Данилович заложил в нашем музее традицию – собирать старинные предметы, чтобы они не исчезли во времени, чтобы их сохранить, отреставрировать – и затем показать потомкам, дабы те не забывали о прошлом.

Из рассказа супруги Основателя, Анны Ивановны: «Звонит мне: я приезжаю ночью на поезде. Встреть меня… и возьми с собой саночки. Ну, пошла я с саночками его встречать. Думаю, зачем ему эти саночки нужны?.. Приехал поезд. Он выходит, с собой мешок целый несет. Погрузили мы этот мешок на саночки и домой повезли. Дома открываю мешок – там все такое старое, грязное. А он [Иван Данилович – прим. авт.] ходит довольный такой! Аж светится. Ну, думаю, надо отмывать, что делать-то, куда деваться…».

 Сегодня мы свято чтим эту традицию Основателя, ежегодно устраивая акции «В копилку Самойлова», «В дар музею», «Сокровищница Ивана Даниловича», собирая предметы старины и представляя их людям на временных выставках и в постоянных экспозициях.

Но и, помимо нас, есть люди, которые занимаются тем же самым. Коллекционеры, искатели предметов старины, краеведы и археологи. И на этой выставке, созданной совместно с алапаевскими и синячихинскими кладоискателями, краеведами-любителями, мы представляем вашему вниманию предметы, найденные в разных местах Урала – в частности, при ремонте плотины п. Верхняя Синячиха, в Верхнесинячихинском Рудаковском логу, в подвалах заброшенных домов Алапаевского района.

Цель нашей выставки – рассказать людям историю территории, на которой мы живем, через найденные здесь экспонаты, которые являются свидетелями и современниками разных исторических эпох. Пусть экспонаты сами поведают свои истории, и пусть их голоса вольются в единый голос одной истории.

Первая из древнейшая среди «заветностей» нашего клада – это морские обитатели Пермского моря – самые древние экспонаты выставки.

«Что? Какое еще Пермское море? Вы где географию изучали, ребята? Его не существует!» - скажете вы, и будете правы. Пермского моря нет на географических картах, потому что существовало оно в древности, аж 300 млн. лет тому назад! Это была эпоха Пермского (мелового) периода. В то время море простиралось на Русской равнине от Уральских гор и до Кавказа.

В теплом море обитали водоросли, кораллы, полипы, которые образовывали коралловые рифы, а те привлекали брахиоподов и двустворчатых моллюсков. Жителями дна были морские ежи, трилобиты и брюхоногие моллюски.

Подивившись на морских обитателей исчезнувшего Пермского моря, вы найдете еще несколько «заповедностей». Среди них – славянская боевая стрела, финноугорские женские украшения, детские кольца с символами плодородия, нетипичные для русских украшения конской упряжи (киргизы? татары?), явно принадлежавшие племенам, проживавших в старину на территории Урала.

Рядом – кафтанные пуговицы, чиновные пуговицы и фибула. Что касается чиновных пуговиц – сейчас можно только предполагать, по каким причинам последние были сорваны с одежды. Обычно, такой своеобразный обряд совершали, увольняя человека с военной службы с позором. Или разбойники постарались? Этого, к сожалению, мы никогда не узнаем.

Среди пуговиц особенно выделяется ливрейная пуговица. Это одмяна[1] польского герба Верона (Werona). Герб использовал род Верницких (Wernicki) из Варшавы, получивший нобилитацию в 1790 г. На Урале есть поэт Антон Верницкий. Возможно, эта пуговица принадлежала его предку.

Особенный интерес представляют вислые печати – это вид печатей, наиболее характерный для средневековых грамот. Оттискивались они на воске, свинце, золоте и серебре и подвешивались к грамотам на шнурках.

 Впервые вислые печати появились в конце IV в. в Риме: были широко распространены в Западной Европе, Византии, на Руси (с XI до конца XV вв.); в Ватикане сохранились до ХХ в. Основным местом находок древнерусских вислых печатей является Новгород, где при археологических раскопках встречаются в изобилии вислые печати посадников, тысяцких, князей, архиепископов, наместников и тиунов. Вислые печати нашей выставки найдены в Смоленске.

Наряду с другими женскими украшениями выделяются финноугорская шумящая височная подвеска и лунница.

Шумящие подвески играли роль амулетов-оберегов, имевших магический смысл, охраняя свою владелицу от негативной энергии и всяческих обстояний. Женщины, которым как продолжательницам рода, требовалась наибольшая защита, носили шумящие украшения в больших количествах. Все шумящие подвески были связаны с культом плодородия и благосостояния.

Лу́нница – бронзовое, серебряное, реже золотое украшение в виде полумесяца. Форму лунниц могли иметь серьги, нагрудные подвески, металлические детали головного убора, одежда. Лунницы известны с позднего бронзового века. Отражают почитание луны, связанное с культом плодородия. В рамках христианской культуры связаны с почитанием Богородицы. В Древней Руси бытовали в X-ХIII веках.

Ручные кандалы рассказывают историю тяжелого человеческого труда на уральских рудниках в XIX веке. Найдены они были в Рудаковском логу п. Верхняя Синячиха рядом с киркой.

Кого могли в то время заточить в кандалы и отправить на исправительные работы? Преступников, возможно, провинившихся приписных крестьян. Кем был человек, носящий их? Что с ним стало? Может, эти кандалы были на руках у нескольких людей. Какие истории могли бы они нам поведать? Этого мы уже не узнаем.

А вот – недокованная подкова. Что так отвлекло кузнеца, не завершившего работу? Какую историю могла бы поведать нам эта подкова, если бы умела говорить?.

Среди самых значимых предметов выставки – те, что рассказывают историю II Мировой войны. Это немецкая и итальянская фашистские каски.

Во время войны такие предметы, наряду с частями оружия, отправлялись на Уральские заводы в переплавку. Эти каски, как и множество других военных трофеев, «спасли» от такой участи местные жители п Верхняя Синячиха. Кто-то, дурачась, носил их. Местные ребятишки играли в войнушку – «били фашистов». Милиция, узнав об этом, распорядилась все военные трофеи утопить в пруду.

При ремонте плотины эти каски «всплыли». Итальянская (справа), вероятно, была доставлена из-под Сталинграда. Известно, что там была разбита большая часть их войск.

Здесь же вы увидите деревянную коробку из-под американских сапог времен ленд-лиза.

Ленд-лиз (от англ. lend – давать взаймы и lease [liːs] – сдавать в аренду, внаём) – государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Закон о ленд-лизе был принят Конгрессом США 11 марта 1941 года. Первоначально в программу ленд-лиза вовлекались страны Британской Империи и Китай. С ноября 1941 года к программе присоединили СССР.

К.А. Подойникова,

Научный сотрудник.

Фото автора



[1] Если по какой-то причине в композицию герба вносились изменения, то герб менял название или образовывал модификацию – одмяну.