26март

Нижнесинячихинский музей-заповедник ликвидирует "берестяную безграмотность" среди местного сообщества

14 марта в рамках уже известного творческого проекта «Мастера земли уральской», реализуемого с конца 2017 года, в Нижнесинячихинском музее состоялась встреча «Берестяная грамота», посвященная художественной обработке бересты. На встрече гости узнали о традициях обработки бересты на Среднем Урале, излюбленных способах украшения берестяных изделий в основных центрах производства – Нижнем Тагиле и Нижней Салде – рассмотрели представленные старинные предметы крестьянского быта – ныне экспонаты музея, выполненные из бересты, а также полюбовались современными берестяными изделиями: туесами и коробами, вазами, шкатулками и солонками.

Изюминкой мероприятия стало практическое занятие по резьбе и выжиганию бересты, проведенное мастером Александром Игоревичем Комаровым и его подмастерьями Михаилом Постоваловым и Анастасией Магияровой. На встрече Александр Игоревич поделился с нами секретами берестяного промысла.

- Александр Игоревич, расскажите немного о себе: откуда вы, как начали заниматься обработкой бересты.

- Я живу и работаю в Верхней Синячихе. По образованию являюсь историком, интересуюсь археологией и краеведением, преподаю технологию в школе-интернате.  Мы с ребятами изготовляем разные предметы из дерева. Сегодня вот приехали с практическим занятием по обработке бересты. Привезли показать свежих, только вчера высохших сувенирных петушков и бабочек, из которых сделаны магниты.

- Раскройте нам несколько секретов работы с берестой.

- Во-первых, заготавливать бересту нужно в особое время – это примерно неделя в конце мая-начале марта, когда комары поднимаются – особый признак. Тогда береста наиболее мягкая, ее легче снимать со ствола березы. Цвет бересты всегда разный. Чем влажнее место и чем больше там, где растет береза, железа, тем краснее у нее береста. Во-вторых, сняв, бересту сушат под прессом, счищают верхний слой. Все работы выполняют столярными инструментами с тыльной стороны бересты.

- Сегодня, говоря о работе с берестой, нельзя не упомянуть про изготовление туесов – или так называемый бурачный промысел. Каковы особенности уральского берестяного туеса?

-  Известно, что у любого туеска два слоя: внутренний и внешний. Швы их скрепляются «в замок». Главное отличие изготовления туесов на среднем Урале – внутренний слой не имеет шва, т.к. береста для этого слоя снимается целиком со сколотня – березовой чурки.  Еще есть отличия в украшении туесов. Так, на Урале наиболее распространены два способа: тиснение и роспись. Если в Нижней Салде излюбленным способом было тиснение, то в Нижнем Тагиле, безусловно, роспись. Яркие примеры тех и других туесов есть и здесь, в Нижнесинячихинском музее-заповеднике. Замечательные предметы с историей.

- У нас довольно богатая коллекция туесов середины XIX-начала ХХ веков, широко представлены они в выставочном зале урало-сибирской росписи и в экспозициях усадеб. Часто уже современные берестяные туеса, короба, другие берестяные изделия можно встретить на традиционных «Улицах мастеров» - ярмарках народных промыслов и ремесел, которые проходят на музейных фестивалях. Можно ли говорить о том, что промысел развивается и в наши дни?..

- Да, но, к сожалению, сегодня он поставлен на поток. Это большие объемы, которые нужно изготовить в короткие сроки. Поэтому технология упрощена, сейчас при изготовлении берестяных емкостей используется клей. Да, это все очень красиво, но захотите ли вы хранить свои продукты в такой посуде? Не думаю. Такие вещи теперь, скорее, имеют функцию сувенирную, не практическую. Среди современных мастеров-берестянщиков на Среднем Урале, насколько я знаю, есть лишь один мастер из Нижнего Тагила, работающий по старинной технологии изготовления туесов. Но там уже и цена возрастает, и продукции немного…

- Ну а вы с ребятами, помимо берестяных изделий, какие работы в области ДПИ выполняете?

- Мы выполняем и токарные работы по дереву, и резьбу по кости.

- К нам в музей вы уже привозили работы своих учеников: в октябре 2018 года на конкурсе-выставке ДПИ «Я люблю жизнь» были представлены резьба по дереву и кости, берестяные изделия. Жюри отметило особенно работы из кости. Не верилось, что это выполнили дети!

- У нас очень талантливые ребята. Вот, например, Миша Постовалов, который сегодня показывает мастер-класс. Не только золотые руки, но и ноги (смеется). Он у нас выступает за футбольную команду Алапаевска. Хотели переманить его в наш «Урожай», но не получилось.

- Ну и напоследок: расскажите нам и читателям о своих с подопечными творческих планах.

- Как я уже сказал, наши интересы не ограничиваются декоративно-прикладным искусством. Мы интересуемся историей. Так, пару лет назад с ребятами совершили поход до Нижней Синячихи… пришли по ту сторону пруда, через Балакино… побывали на местах захоронения белогвардейцев, и других, известных в местном краеведении. В мае на акции «Ночь музеев» в Нижней Синячихе планируем открыть созданную совместно с музеем выставку находок «Клад заветный». Поработаем с металлоискателем.

И на этой положительной ноте наш разговор с Александром Игоревичем завершается. Пожелаем ему с командой вдохновения и новых свершений! Ну а об интригующих событиях акции «Ночь музеев» в Нижней Синячихе, над которыми он приоткрыл завесу, обещаем рассказать вам, дорогой читатель, в ближайшее время.

Вера Махнева.

Фото: Ксения Подойникова.