9январь

Зимние Святки в Нижней Синячихе

Новый год в Нижнесинячихинском музее начался с празднования зимних Святок. Устав от обильных новогодних застолий, люди поехали в музей, чтобы прикоснуться к крестьянской культуре.

В рамках музейной программы «Настали Святки, запевай колядки!» гости музея кратко «проживают» период от Рождественского сочельника до Крещения. Кроме Рождества и Крещения Господня, на это время приходится ещё один христианский праздник, Васильев день, который совпал со старым Новым годом. Они узнают, почему в Васильев день, подают целиком зажаренного молочного поросёнка и почему он называется Кесаретским. В ходе программы мы участвуем в обязательных святочных обрядах: рядимся, славим Христа, колядуем и «посеваем» зерно, призывая Коляду и Авсеня (древнеславянских богов молодого зимнего солнца и осеннего солнца, отвечавших за урожай), хвалим и прославляем радушных хозяев за их щедрое угощение. В канун Крещения гадаем на судьбу и женихов и играем: «хороним покойника». Почему тема похорон? Дело в том, что в изготовлении костюмов использовали старые отжившие своё вещи, чтобы оставить их в прошлом году – похоронить. Музейные святочные игрища заканчиваются посещением Спасо-Преображенской церкви, что и делали наши предки в праздник Крещения: после смывания грехов в проруби (Ердани) шли на Крещенскую службу. В храме мы снова обращаемся к иконам Рождества Иисуса Христа и Крещения Господня, к образам святых Иоанна Крестителя и Василия Великого, изображённых в настенной живописи храма.
Итак, в Сочельник, на посиделках у одной хозяйки, участники программы изготавливают оберег «Рождественский ангел», а та угощает их постными пряниками с ароматным чаем. Сами хозяева не садятся за стол до первой звезды. На их столе, среди других постных блюд, обязательное обрядовое сочиво (кутья) из распаренных (сочных) зёрен ячменя, приправленное растительным маслом, мёдом и маком. В кувшине узвар из сушёных яблок и ягод. Хотя, надо сказать: у нас, в Алапаевском районе, варили ту же кулагу – густой мучной кисель, в который добавляли сусло и те же сухофрукты. Кулагу хлебали ложками. Гости узнают, почему в этот день ножки стола спутаны верёвкой. Оказывается, для того, чтобы скотина не убегала из дому. И ещё в Сочельник девушки гадали на жениха: собирались за околицей и пригоршнями бросали снег против ветра. Если снег падал звучно, это предвещало молодого красавца-жениха, если неслышно и криво - быть замужем за глухим или стариком. Гости гадают хозяевам на хороший урожай льна: вытягивают соломинку из-под скатерти накрытого стола, поздравляют их с Рождеством Христовым и желают им добра и богатства:

Дай бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужѝниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог…

После чая участники программы готовятся колядовать на Рождество и Новый год: рядятся в приготовленные костюмы: мужчины – в женскую одежду, женщины – в мужскую – чем чуднее, тем смешнее! Обязательные герои – Коза и Медведь. Для страшнЫх вечеров кто-то «машкируется» в нечистую силу: ведьму, кикимору, черта, горбунца, шуликуна. Выбираем человека, который несёт Рождественскую звезду, и мехоноску – того, кто отвечает за мешок для гостинцев за колядки. В древности мешок шили из шкуры-меха – отсюда «мехоноска».
Сначала ряженые идут к дядьке Ермолаю, славят Христа, поют колядки и дразнят хозяина, т.к. он долго не выходит встречать «малёшеньких колядовщиков». Тот угощает гостей сладостями, а потом другими продуктами по требованию колядовщиков, так как для него разыгрывается «народная драма» про Козу: « Ой, коза упала… Много ли ей надо?» – «Горшок овса, поверх него колбаса да два куска сала, чтобы коза встала.» Здесь же «сеем» овёс под посевальную песню: «Ай, Овсень, Овсень. Сеем жито целый день. Свети, солнышко нам с неба, Чтобы больше было хлеба!...»
В Васильев день (старый Новый год) идём к Кузьмовне на пироги. Для неё, кроме колядок, устраиваем медвежью потеху и вместе с Михайлой Иванычем пляшем «Барыню». А Кузьмовна предлагает девчатам погадать на желание с помощью конской дуги и на жениха с помощью штакетника, валенка и поленьев дров. Колядовщики получают вкусные гостинцы, в том числе, козульки (обрядовое печенье в форме домашних животных), блины, кокорки или сырщики (замороженные колобки из сладкого творога). У богатой хозяйки дочь на выданье, поэтому она угощает колядовщиков мясным пирогом и большим куском окорока.
Ну, а накануне Крещения участники программы выкупают горницу на постоялом дворе для гадания. Хозяйка «закрестила» все двери в доме и хлеву – начертила крестики от нечистой силы. В этот день она, как старшая в семье, пересчитала все скатерти, чтобы в новом году у неё было много гостей. Ещё гости узнали, что Крещение в народе называют «курячьим» праздником. Оказывается, накануне Крещения кур не кормят, чтобы они весной не разрывали посевы в огородах и не портили рассаду. А в сам праздник в курятнике тоже пир горой. В этом году нам довелось погадать на судьбу с помощью петуха и растопленного воска, на жениха с помощью зеркал, на ближайшее будущее и на жениха с помощью подблюдных песен. А гости увезли домой по кусочку хлеба после подблюдного гадания – первый куплет поётся ему во славу. Они положат его под подушку и увидят вещий сон.
Музейная Святочная программа пропитана старинными народными традициями зимних Святок. Очень отрадно, что среди её участников не только организованные детские коллективы с педагогами, но и молодёжные и семейные группы: родители, дедушки, бабушки со своими детьми и внуками, любители активного и познавательного туризма.

Марина МАХНЕВА,
Старший научный сотрудник.
Фото предоставлено автором.