23июнь

Стальные башмачки

 Любите ли вы сказки так, как я? А сказки про башмачки знаете? Волшебная обувь фигурирует во многих сказках – «Сапоги-скороходы», «Кот в сапогах», например. У Золушки тоже были башмачки – бальные туфельки, которые в итоге помогли ей обрести счастье. А есть и особый вид башмачков – стальные. Они созданы для испытаний и воспитания выносливости в герое сказки. Такие башмачки встречаются в «Финисте-Ясном Соколе» и в некоторых версиях «Царевны-Лягушки». А у кого в реальной жизни есть стальная обувь? Правильно, у лошадей. Башмачки лошадей – это подковы. На выставке, которая открылась в конце июня на Конном дворе музея-заповедника, речь идет именно о подковах.

Начну я, пожалуй, с «сапожников», которые изготовляют конскую обувь. Их  даже называют по-особенному – ковали. Возникновение ковочного дела теряется в глубокой древности. Его основные принципы не меняются веками, но некоторые отличия все-таки существуют. Раньше, когда лошадь использовалась только как тягловая сила, от кузнеца требовалась самая элементарная ковка, для того, чтобы лошадь могла работать и не захромала раньше времени. С течением времени требования к лошади (а значит, и к качеству ковки) росли, появилась потребность в профессионалах, в работе коваля стало важно все: правильное вычисление угла копыт, нагрузки на них, индивидуальные особенности лошади. 

Существует более пяти тысяч типов и размеров подков. Каждая из них имеет собственное назначение. Например, тонкие подковы ставят на рысистых лошадей, которые участвуют в скачках и бегах. Очень толстые применяются для ковки рабочих лошадей – такие подковы долго не стираются. Подковы средней толщины используются для лошадей, которые участвуют в таких видах спорта, как выездка и конкур. 

Имени первого коваля, прикрепившего подкову к копыту лошади, никто не знает, но ученые утверждают, что первыми ковку лошадей начали кельты. Известно, что в VI в. лошадей подковывали славяне, германцы. Уже в IX–X вв. в военных инструкциях византийского императора Льва VI упоминаются серповидные железные подковы и гвозди. Однако повсеместное подковывание лошадей распространилось только в конце XIII в. 

До появления железных подков люди предохраняли копыта лошадей разными способами: японцы, например, обматывали копыта циновками из соломы, татары – кожаными ремнями. Первые железные прототипы подков были обнаружены в Зальцбурге, около Гамбурга, при археологических раскопках улицы, относящейся к I в. Это были еще не подковы, какими привыкли видеть их мы, а специальная железная «обувь», так называемые «солеа». Их надевали на копыта лошади и прикрепляли ремнями или веревками. 

Но время шло, ковальское дело развивалось, техника подковывания совершенствовалась – и сегодня на выставке мы можем видеть представленную  коллекцию старинных подков, датирующихся приблизительно XIX - ХХ веками. Все они принадлежат семье Воросцовых из Нижней Синячихи. Эти подковы дети семьи, вдохновившись собирательской деятельностью И.Д. Самойлова, основателя нашего музея, среди прочих находок обнаруживали на своей земле – и до сих пор часто находят во время сельскохозяйственных работ. Вероятно, это объясняется тем, что в старину на месте дома Воросцовых находилась сельская кузница. Среди представленных здесь подков вы можете увидеть не только конские «башмачки», но и сделанную по их типу набойку на женскую туфельку – и здесь мы снова возвращаемся к сказкам про стальные башмачки.

Вера Махнева,

Научный сотрудник.